Выводы и рекомендации

Язык вражды благодаря доступным технологиям быстро распространяется в Интернет. Бороться с ним теми способами, которые существовали в эпоху до Интернета, неэффективно. Возникают ситуации, когда задействование органов власти с существующими в России правилами необходимо, особенно когда речь идет об угрозах жизни и здоровью,  призывах к насилию, оскорблениях, разжиганию ненависти. В этом случае такие способы позволяют привлечь виновных лиц к ответственности. Однако эта процедура требует больших затрат времени и сил.

В условиях распространения языка вражды онлайн требуется действовать быстро с тем, чтобы удалить контент языка вражды, а уже затем инициировать процедуры по привлечению виновного к ответственности. В этом отношении частные субъекты — социальные сети и платформы — обязаны соблюдать как законодательство того государства, в котором они функционируют, так и вправе устанавливать свои собственные, более жесткие критерии высказываний, которые будут считать проявлением языка вражды, запрещенного на их платформах. Это позволяет действовать из любой точки мира и пытаться быстро отреагировать на речи ненависти.

Все пять исследованных нами социальных сетейВконтакте, Facebook, YouTube, Instagram и Twitter имеют политики противодействия языку вражды. В настоящей брошюре представлено описание результатов работы в отношении Вконтакте и Facebook. Во многом они отличаются, но их объединяет внимание к этой проблеме. Социальные сети устанавливают свои способы реагирования на речи ненависти, связанные со спецификой их деятельности: удаление контента, выдача нарушителю уведомления, предупреждения, блокировка его аккаунта на время или постоянно. С учетом того, что оналайн-жизнь влияет на оффлайн-деятельность, то такие меры становятся эффективными. Мы можем вспомнить случаи блокировки аккаунтов Виталия Милонова, гомофобных блогеров и политиков. Тем не менее остаются сложности, связанные с тем, что количество размещаемого контента растет и социальные сети не справляются со своевременной и качественной его обработкой, даже при привлечении искусственного интеллекта. Поэтому не всегда социальные сети реагируют на проявления риторики ненависти и наш опыт взаимодействия с ними показывает, что в ряде случаев контент, разжигающий ненависть удалялся быстро, а некоторый контент находится в Интернете несколько лет.

Пользователям соцсетей не стоит мириться с языком вражды онлайн. Для этого можно изучить правила работы социальных сетей и каждый раз, видя проявления риторики ненависти, подавать жалобы в администрацию соцсетей через инструменты быстрого реагирования в социальных сетях или через формы на их сайтах. Опыт взаимодействия с социальными сетями показывает, что массовое направление жалоб увеличивает блокировку контента языка вражды.

Мы надеемся, что приведенные в каждом из разделов рекомендации, позволят ЛГБТ-людям приобрести необходимые знания в области противодействия языку вражды онлайн и эффективно их применять на практике.